Использование фотохимикатов Kodak в минилабораториях Fuji

Главная » Наладка » Использование фотохимикатов Kodak в минилабораториях Fuji

   Надуманная, на первый взгляд, задача использования фотохимикатов Kodak в минифотолабораториях Fuji на самом деле может возникнуть в силу целого ряда причин:

  1. Вы используете несколько минилабов, работающих ха материалах Kodak, и только один или два фуджевских. Вы покупаете химикаты Kodak крупными партиями и не желаете возиться с небольшим количеством химии Fuji.
     
  2. Вы хотите работать по программе Kodak Expres, но Kodak допускает в свои ряды только магазины, использующие 100% материалы Kodak.
     
  3. Вы не в состоянии покупать хиимю Fuji в силу ее дороговизны, но использовать дешевые «суррогаты», совместимые с процессом CN-16Q - ниже ваших принципов. Так, что Kodak - лучший выбор с точки зрения качества и цены.
     

   Рассмотрим вариант перевода наиболее распространенной на сегодняшний день машины из модельного ряда минофотолабораторий Fuji - Compact I(II).

   Этот минилаб состоит из принтер-процессора PP540B и фильм-процесора FP231B.

   Итак, дружно засучив рукава, приступаем к работе. Начнем с фильм-процессора. Мы стараемся делать свою работу хорошо, поэтому первым делом приведем аппарат в порядок: сливаем всю химию и тщательно вымываем транспортеры и баки. По ходу дела меняем сработавшиеся шестерни и надорванные ремни. Включаем процессор, залитый водой, чтобы промыть циркуляционные и пополняющие трубы. Не забываем подготовить новые химимческие фильтры, как верхние, так и нижние.

   После того, как проявочная машина засверкала от чистоты, как новая, надо все слить и высушить, потому как наступает самый ответственный момент - переделка мокрой части. Но, прежде чем начать пилить, свердлить и резать, пройдем теоретическую подготовку, изучив основные отличия процессов Fuji CN-16Q и Kodak C-41RA.

Знание - сила или найдите 4 отличия

   1. Лишний реактив

   В фильм - процессорах Kodak пленка проходит четыре стадии с соответствующими реактивами: проявление, отбелку, фиксирование и стабилизацию. В минилабах Fuji между фиксажем (NQ3) и стабилизатром (NQ4, он же так называемый шампунь) пленка проходит промывку в растворе NQS. Этот раствор представляет собой воду с растворенной в ней таблеткой какой-то ерунды, по одной версии, убивающей водолросли, котрые могут заводиться в промывочном танке, по другой - призванной из почти диэлектрического дистиллята сделать токопроводящую жидкость, для того, чтобы сработал датчик, в пополняющем баке NQS. Теперь мы будем использовать кодаковский стабилизатор вместо NQ4 и NQS как в рабочем, так и пополняющем баках. Но здесь просто-таки необходимо не забыть о том, что в фильм-процессоре из пополняющего бака NQS раствор черезразветвитель поступает в две помпы. Одна, собственно говоря, и пополняет рабочие танки NQS. Другая же подливает раствор из NQS в NQ1. Последняя помпа - явно лишняя: мы не будем лить стабилизатор в проявитель. Поэтому убираем разветвитель, подключаем сплошной трубкой NQS к помпе NQS, а помпу NQS-NQ1 демонтируем. При этом получаем запчасти на 100 условных единиц, в хозяйстве пригодится. Пистолет для дробления таблеток NQS со свистом улетает в мусорную корзину.

   2. Перелив отбелки в фиксаж

   В фуджевской проявке отработанная отбелка вытесняется в фиксаж через вырез в перегородке между рабочими ваннами. Его придется заклеить. Для этого подойдет кусочек пластмассовой линейки и двукомпонентный герметик для пластмасс, который нетрудно найти в магазине автозапчастей. Однако, отбелке надо куда-то сливаться. Тут уже, как повезет. В более старых проявочных машинах, сняв пополняющий бак отбелки вы увидите заглушенный слив, такой же, как и в остальных танках. В таком случае достаточно снять заглушку и, надев кусок шланга на патрубок, направить отработку в сливные баки. Но для начала лучше бы изучить, как организован перелив в других танках, а потом уже приступать к работе. Если слива нет, то его придется сделать. Примерно в том же месте, что и в остальных рабочих баках, сверлим отверстие для будущего перелива и вклеиваем в него трубку таким образом, чтобы верхний край ее находился на уровне границы раствора с воздухом. То есть примерно на 5 мм ниже крышки отсека нагрева и фильтрации. В качестве клея подойдет все тот же герметик. Не забываем оставить пару сантиметров трубки снаружи. На нее мы оденем шланг для слива отработки.

   3. Время обработки в обелке.

   У Fuji родной рэк отбелки очень короткий, поэтому придется поменять местами рэк NQS2 и NQ2, чтобы время отбелки раствором Kodak находилось в допустимом диапазоне.

   4. Подкачка отбелки

   Это самое трудное. Но решаемое. Дело в том, что подкачка отбелки Kodak составляет 4-5 мл/м. В то время, как у большинства процессоров Fuji нижняя граница, воспринимаемая платой управления, составляет 11 мл/м. У некоторых - 6,1 или 10,1. Поэтому надо сделать такой трюк: устанавливаем подкачку 11 мл/м, а при калибровке помпы отбелки надо ввести в машину в 2 раза большее количество, чем машина качает на самом деле. Таким образом, получим реальный расход 5,5 мл/м. Вот здесь, правда, очень редко и в очень старых минилабах, случаются проблемы. У машины (повторюсь, очень редко) «заворачиваются мозги» и она начинает качать отбелку в гораздо больших количествах. Это вызвано ошибкой в старом софте. Достаточно заменить версию программы, чтобы все стало на свои места. Цену на микросхему со свежей версией назвали 5 долларов в одной фирме и 20 в другой, из тех, куда я звонил. В качестве альтернативного решения иногда вместо родной помпы ставят с меньшим гофром или в цепь управления помпой ставят плату, которая уменьшает время работы помпы в два раза.

   Теперь смело заливаем химию Kodak, ставим правильные температуры и нормы подкачки и теперь с фильм-процессором будет работать непосредственно оператор.

   Стоить заметить, что в фильм-процессорах Kodak еще используется аэрация отбелки (проганяется воздух через рабочий раствор). Можно, вообще-то, врезать в танк компрессор от аквариума. Но практика показывает, что это на качестве работы заметно не сказывается.

   Так что, собираем инструмент, моем руки и прощаемся с довольным хозяином. Сделал дело - гуляй смело!

Ссылки на связанные темы:

Проявочные машины. Курс молодого бойца
Какие типы пленок бывают и как они проявляются. Как можно влиять на качество проявки. По каким параметрам оценивать качество проявки. Царапины на пленке и что делать для того, чтобы их не было.

Пленочная химия Kodak
Нормы расхода, время обработки, температуры, стартовая заливка и прочая полезная информация.