Введение в Color Management

Главная » Наладка » Введение в Color Management

   Color management в переводе с английского обозначает «управление цветом». Это наука о том, как добиться максимального соотвествия цвета между различными цифровыми устройствами ввода, вывода и обработки изображений. Все идет к тому, что мы столкнемся с ипользованием color management и в фотолабораториях. Давайте же сделаем первый шаг к пониманию системы управления цветом.

   Проблема с воспроизведением цвета

   Представьте себе такую ситуацию: у вас есть цифровой файл, полученный с помощью цифрового фотоаппарата, или скачанный из интернет, и сейчас вы хотите получить его в виде фотографии. На сегодняшний день это можно сделать на работе или дома при помощи обычного компьютера, оснащенного лазерным или чернильным принтером. В течение нескольких минут распечатается скорее всего довольно красивая фотография но цвета почти наверняка будут отличаться от тех, которые вы видели на своем экране.

   На следующий день ваш друг увидит фотографию и тоже захочет сделать себе копию. Вы передадите ему файл и он попытается распечатать его самостоятельно. Первое, что он заметит - изображение на его экране выглядит иначе, чем отпечаток. Потом он отправит файл на печать и получит новую версию фотографии, с другими цветами. До тех пор, пока его система будет отличаться от вашей хотя бы одним параметром (операционная система, монитиор, программа для работы с изображениями, принтер, бумага...), он будет получать картинку, отличную от вашей. Это не обязательно значит «хуже» или «лучше» но вы увидите разницу в цвете. Что же можно сделать, чтобы избежать такой проблемы? Для начала прочтите следующие строки.

   Как описать и измерить цвет?

   Цвет возникает как реакция сознания на раздражение нервных окончаний сетчатки глаза. Но, если мы хотим описать цвет таким образом, чтобы его понимали электронные устройства, понадобится математическая модель, которая бы однозначно представляла бы определенный цвет набором из небольшого количества чисел.

   В отличие от других физических величин, таких, как масса, время, скорость и пр., нам понадобится больше, чем одно число, для описания цвета. Как мы знаем, видимые цвета могут быть получены комбинированием трех базовых цветов: красного, зеленого и синего (R, G, B). Этот принцип называется аддитивным смешиванием цветов и применяется в компьютерных мониторах и телевизионных экранах. Обычно каждый из базовых цветов изменяется в диапазоне значений от 0 до 255. Например, R=255, G=0, B=0 значит «100% красного», а если все значения установить в 255 - получите белый.

   Несколько иной подход реализован в субтрактивной модели смешивания цветов, в которой для воспроизведения цвета используются чернила голубого, пурпурного, желтого и черного цветов (CMYK). Так, например, работают струйные принтеры. К сожалению, ни RGB, ни CMYK не покрывают весь спектр цветов, видимых человеческим глазом.

Цветовое пространство CIELab для color management.    Поэтому были разработаны другие цветовые модели, которые могли бы описать весь спектр видимых цветов. В качестве примера рассмотрим цветовое пространство CIELab. Как и в системе RGB, используется три числа для описания каждого цвета: L, a, b. L характеризует яркость цвета и изменяется от 0 (черный) до 100 (белый). Другие два числа, a и b, описывают цветовой тон. Схема системы CIELab показана на рис. 1. Не забывайте, что это только проекция на двумерную плоскость. Чистые цвета находятся на в нешней стороне окружности. В центре находится нейтральный серый цвет. Точки черного и белого цветов - граничные точки оси L, которая проходит перпендикулярно через центр цветного круга.

   Чтобы сравнивать цвета, мы должны иметь возможность измерить их. Среди устройств для измерения цвета, представленных на рынке, одним из наиболее популярных является GretagMacbeth Spectrolino. Он может измерять цвет в отраженном свете (для отпечатков), на просвет (пленки) и излучение (для экранов). Любое измерение лучше начать с калибровки фотодатчиков и источника света. Для калибровки используется стандартный образец белого цвета. Для измерения цвета замеряемый объект освещается и записывается спектр отраженного света. Исходя из данных этого спектра вычисляются значения L, a, b.

   Мы не вдаемся во все тонкости измерения цвета, но отметим, что для человеческого глаза цвет объекта измерения не является абсолютной величиной. Он зависит, среди прочего, от окружающего освещения, которое обязательно должно приниматься в расчет.

   Одной из наиболее важных особенностей цветного пространства CEILab является его однородность. Это позволяет математически определить разницу в цвете. Она обозначается как _E и вычисляется как Эвклидово расстояние по трем координатам. Цветовое пространство нормализовано таким образом, что минимальная различимая разница цвета (just noticeable color difference, JND) равняется 1 _E. Другими словами, пространство CEILab устроено так, что если измеренные значения двух цветов находятся ближе, чем 1 _E, то наблюдатель не сможет их различить. Так что, для нас идеальное соответствие цвета мы воспринимаем в том случае, когда инструментально замеренная разница будет меньше 1 _E.

   Итак, мы определили цветовое пространство и придумали, как измерить разницу в цвете. Теперь попробуем разобраться, в чем же причина описанных выше проблем. Почему трудно получить одинаковые картинки на разных устройствах вывода изображения?

   Причина кроется в физических свойствах устройств и их частей: люминофоры, использованные в электронно-лучевых трубках разных производителей, имеют разные свойства, к тому же они изменяются во времени. Разные пользователи по-разному устанавливают яркость и контраст, благодаря чему, например, 50% красного выглядят по-разному на разных экранах, хотя они и используют абсолютно одинаковые входные данные.

   С принтерами дела обстоят еще хуже, каждый производитель использует разные наборы чернил, и, естественно, 50% голубого на лазерном принтере выглядят абсолютно не так, как на струйнике.

   Другой существенной причиной является различие в цветовом охвате разных устройств. Как мы уже отметили, каждое устройство может воспроизвести лишь ограниченный набор цветов, гораздо меньший, чем весь спектр, который может видеть человек. Этот набор называется цветовым охватом устройства. У каждого устройства он очень специфичный, поэтому обычной является ситуация, когда цвет, воспроизведенный на одном устройстве, физически не может быть воспроизведен на другом.

   Цветные профайлы ICC

   С целью преодолеть эти проблемы, Международный Консорциум Цвета (International Color Consortium) определил кросс-платформенный формат профайлов, описывающий то, как определенное устройство воспроизводит цвет (RGB или CMYK). То есть, имея профайл определенного устройства, мы уже знаем, какой цвет из полного пространства CIELab будет воспроизведен, если на вход устройства поданы конкретные данные, к прмеру, 50 % голубого.

   Пример того, как делается профайл для настольного принтера, проиллюстрирован на рис. 2. Сначала на компьютере генерируется файл с известными значениями цвета (RGB или CMYK). Отправляем его на печать. Измерив цвет, напечатанный на шаблоне, мы уже знаем, какой цвет получается на выходе при использовании конкретного цвета на входе. Замеренные значения вводятся в компьютер и на основе сравнения исходного файла с замеренными значениями вычисляется профайл для нашего принтера. Для таких вычислений на рынке представлены специальные программы, наподобие ProfileMaker от GretagMacbeth. Подобная же процедура может быть произведена и для монитора или сканера.

Создание цветного ICC-профиля для принтера.

   Применение color manadgement в производстве и дома.

   При одновременном использовании соответствующих профайлов для каждого устройства мы сможем увязать вместе все части системы таким образом, чтобы получить одинаковые цвета на всех «входах» и «выходах» системы.

   Давайте взглянем на пример. Наша цифровая камера дает значения R=125, G=0, B=0. Используя соответствующий профайл, мы знаем, что это обозначает в пространстве реальных цветов CIELab. Пусть это будет L=30, a=52, b=41. Чтобы обеспечить соответствие цвета, нам надо бы вывести на монитор картинку в том виде, как она выглядит на самом деле. Используя ICC профайл монитора, мы приходим к выводу, что на него надо вывести значения R=175, G=3 и B=13. В то же время, если бы профайл монитора не использовался, мы бы вывели цвет R=125, G=0 и B=13, но выглядел бы он, естественно, совсем не так, как выглядит объект съемки. Точно так же, на принтер надо отправить набор чисел R=206, G=32 и B=1, чтобы правильно воспроизвести цвет. Все эти вычисления производятся модулем управления цветом (Color Manadgement Module, CMM), который встраивается в современные операционные системы.

   В том случае, если CILab цвет для цифровой камеры воспроизвести невозможно, система управления цветом выбирает максимально близкий цвет из тех, который можно воспроизвести. То есть тот для которого в данном случае параметр _E будет минимальным.

   Для того, чтобы получить хорошее соответствие цвета, система должна обладать соответствующими сегодняшнему состоянию дел профайлы. К примеру, мы должны иметь отдельные профайлы для каждой бумаги, которая используется в принтере. Люминофор монитора изменяет свойства со временем, чернила в принтере подвержены некоторым изменениям, меняются параметры лампы сканера. Поэтому профайлы должны регулярно обновляться. И если в профессиональных приложениях с этим все относительно благополучно, то домашний пользователь как правило не имеет необходимого дорогостоящего оборудования, программ, ноу-хау и времни чтобы поддерживать систему в откалиброванном состоянии.

   Перспективы

   Несмотря на то, что операционные системы совершенствуются и управление цветом будет играть все более существенную роль, для домашнего пользователя в ближайшее время поддержание системы откалиброванной будет мало реальным.

   В профессиональном приложении ICC - профайлы будут иметь все более важное значение. В прошлом вся последовательность процессов, начиная проявкой пленки и заканчивая печатью фотографий, производилась в пределах одной лаборатории. Сегодня же изображения могут приходить откуда угодно. Притом клиент может заказывать разные типы готовой продукции с использованием одного и того же изображения: фотографии, футболки, чашки и т.д. И естественно, ему хочется видеть изображения одинаковыми.

   Поэтому профессиональный фотосервис вынужден будет позаботиться о правильном использовании ICC-профайлов в своих предприятиях.

Ссылки на связанные темы:

Описания минилабов разных производителей
В предлагаемом материале Вы найдете описания всех новейших минилабов, контактную информацию продавцов, а также материал по устаревшим моделям.