Фотобизнес в Украине: реалии и перспективы

Главная » Обзоры » Фотобизнес в Украине: реалии и перспективы

   В конце января в Киеве был подписан договор между российской фирмой ИВЦ «Реал» и украинской фирмой Premier Expo, принадлежащей британской выставочной компании ITE, о передаче прав на проведение специализированной выставки «Киевская фотоярмарка».
   О том, каковы общие тенденции развития фотобизнеса в Украине и перспективы сотрудничества с Россией в этой области, мы беседуем с Ольгой Свириденко, заместителем директора ИВЦ «Реал».

Фотобизнес обзоры Киевская Фотоярмарка

    — Нашим читателям было бы интересно услышать ваше мнение как человека знакомого с украинским фотобизнесом не понаслышке — что сейчас происходит в Украине в данной отрасли?

    — Конец 2004 года преподнес сюрприз для всех, кто работает с Украиной. Естественно, «оранжевая» революция отразилась на всех сферах бизнеса в Украине и не могла не затронуть фотобизнес. Пока не был разрешен политический кризис, многие компании данной отрасли несли колоссальные убытки: это и резкий спад продаж, и замораживание практически всех перспективных договоров с иностранными государствами.
   Сейчас, когда кризис миновал и, появилась новая власть, положение выправляется. Не секрет, что раньше при выборе страны для инвестирования предпочтение отдавалось большому и ликвидному российскому рынку, а Украина оставалась на периферии, подбирая «инвестиционные крохи». Именно по этой причине российский фотографический рынок опережает в своем развитии украинский лет на 5, а то и на 8. Однако изменившийся политический климат в Украине наконец-то может пробудить совершенно самостоятельный интерес именно к Украине. И это создаст, по моему мнению, интереснейшие перспективы.

    — Не кажется ли вам, что позитивная оценка украинского фоторынка противоречит вашим поступкам, я имею в виду передачу прав на «Киевскую фотоярмарку» украинско-британской компании? Кстати, кто инициировал этот договор?

    — Естественно, что инициатива была с нашей стороны. Причем, это поступок взвешенный, продуманный и направленный прежде всего на развитие нашего выставочного проекта «Киевская фотоярмарка». И противоречий я здесь не вижу.

    — Так временная близость «оранжевой» революции и передача прав Premier Expo на выставку просто совпадение?

    — Вопрос не простой. Конечно же, сама по себе «оранжевая» революция не могла оказать на наш выставочный бизнес сколько-нибудь негативное или позитивное влияние, во всяком случае, за столь малый временной период. Но использование особенностей этой ситуации и недобросовестное поведение наших, вдруг возникших конкурентов, конечно же, определило наши действия.

    — Что вы имеете в виду?

    — Я говорю о «вдруг возникшем» альянсе между одной из украинских фирм-дистрибьюторов и выставочной компанией. Объясню, почему я говорю «вдруг возникшем». Дело в том, что до нашего выхода на рынок Украины местные выставочники, объявляя о своих планах проведения фотовыставок, не смогли их провести из-за мощного сопротивления этой же фотофирмы-монополиста. Специализированных изданий в то время в Украине не было вообще.

    — И что же повлияло на решение «монополиста» поддержать украинских выставочников теперь?

    — Чистый расчет. Поняв, что тактика игнорирования существующей фотовыставки, применяемая на первых порах, не очень-то влияет на бренды, а порой и подстегивает их к участию в ней, они решили организовать свое (на то он и монополист) подконтрольное мероприятие. А главный козырь всего этого альянса — «русские идут».
   Для Украины по нынешним временам это может стать весомым аргументом. Наша же российская фирма всегда ставила во главу своего бизнеса дело. А потому, передавая права украинской фирме, мы тем самым лишаем наших оппонентов их главного козыря.

    — И каковы же ваши прогнозы для «Киевской фотоярмарки» в связи с новыми обстоятельствами?

    — Надеюсь, что истерии будет положен конец и начнут действовать законы бизнеса. На сегодня «Киевская фотоярмарка» уже выполнила свою основную миссию и внесла коррективы на фотографическом рынке Украины. Это и появление сразу нескольких специализированных изданий, усиление новых игроков (украинских фотофирм) и, естественно, привлечение внимания к Украине многочисленных брендов.
   Тот факт, что в этом году на выставке появится целый ряд компаний немецких производителей при поддержке правительства Германии и то, что ведущие бренды по-прежнему среди наших участников, говорит само за себя. Тем более, что в списке немецких фирм-производителей есть имена, которые самостоятельно не выходили даже на российский рынок. И потом, если быть объективными, выставка «Киевская фотоярмарка» — на сегодня единственное мероприятие, отвечающее всем нуждам украинского фотосообщества: это прежде всего самостоятельное участие брендов и присутствие всех игроков украинского фотобизнеса, а не только избранных.
    И, конечно же, разнообразие и оригинальность программы самой выставки, в которой ежегодно есть сюрпризы для наших участников и посетителей. Например, в этом году, используя совпадение по срокам проведения «Киевской фотоярмарки» с фестивалем «Евровидение», мы совместно с компанией Kodak готовим необычный проект — Фотомарафон «В гостях у "Евровидения"».

    — В мае этого года «Киевская фотоярмарка» будет проходить уже в третий раз. Проводили ли вы маркетинговые исследования по результатам прошлых выставок — каково их резюме?

    — Успех или неудача любой специализированной выставки оценивается всегда по двум факторам. Это, во-первых, наличие среди участников-экспонентов значимых для отрасли фирм, и, во-вторых, конечно же, присутствие многочисленной заинтересованной публики. По результатам двух выставок и комплектации третьей можно отметить, что выставка с каждым годом растет — и по занимаемой экспозиционной площади, и по количеству фотографических брендов, а также украинских дилеров и дистрибьюторов.
    Что касается посетителей, то, безусловно, появление фотовыставки в Украине явилось хорошим подспорьем для специалистов и самым настоящим праздником для многочисленной армии фотолюбителей. Ведь Украина — страна с богатыми фотографическими традициями.

    — Как вы оцениваете в свете последних событий роль российских фирм на украинском рынке и их перспективы сотрудничества?

    — Что касается присутствия российского бизнеса, включая фотобизнес, в Украине, то ни «оранжевая» революция, ни какие другие события повлиять, на мой взгляд, на позитивность отношений не могут. Наши страны — соседи, мало того, сегодня российский фотобизнес на подъеме и по многим показателям опережает украинский.
    Россиянам так же, как и всему мировому сообществу, нравится украинский экономический рост, но очень не нравится украинский инвестиционный климат, здорово испорченный коррупцией. Если новой власти удастся навести порядок, то от этого выиграют все.
   Надеюсь, что наш проект «Киевская фотоярмарка» будет способствовать этому. Я говорю «наш», потому что мы не отказываемся от этого проекта и в ближайшее время будем работать вместе со своими украинско-британскими коллегами. Причем, передавая права на выставку мы выбрали именно украино-британскую структуру, чтобы избежать любого коррупционного влияния на наш бизнес, и чтобы все наши участники имели возможность работать по международным правилам ведения бизнеса.

Материал подготовлен О. Алексеенко
Журнал "Фотодело" №4/2, апрель 2005

Ссылки на связанные темы:

Ссылки по минилабам:

"Киевская ФОТОЯРМАРКА"
С 19 по 22 мая 2005г. состоится Третья Международная "Киевская ФОТОЯРМАРКА" (Международный выставочный центр, г. Киев, Броварской пр., 15)