Портрет фотобизнеса в интерьере

Главная » Фотобизнес » Портрет фотобизнеса в интерьере

   На сегодняшний день оказание фотоуслуг - один из немногих видов легального бизнеса, позволяющий даже небольшому предприятию относительно недорого расширить сферу своей деятельности. Нынешние темпы развития фоторынка позволяют осуществлять наименее рисковые капиталовложения и создавать небольшие, но рентабельные структуры с хорошей перспективой роста.

Фотобизнес

Что выбрать

   На отечественном рынке наиболее популярны минифотолаборатории, предлагаемые двумя крупнейшими участниками данного рынка - японской компанией Fuji и американской Kodak. По весьма скромным оценкам, именно они перекрывают более 60% рынка. Но если Fuji предлагает исключительно собственную продукцию, то Kodak продвигает под своим флагом разработки менее известных производителей (Gretag, San Marco, Noritsu), которые в силу объективных причин не в состоянии сами создать должной системы сбыта. Оставшаяся доля рынка более-менее равномерно распределна между европейцами Agfa и Kis и японской Konica.

   Если вы еще не определились с выбором конкретной модели лаборатории, необходимо для начала ответить на следующие вопросы:

   По производительности все минилабы можно разделить на низкоскоростные (до 700 отпечатков в час формата 9х13), среднескоростные (700-1500 отпечатков в час) и высокоскоростные (свыше 1500 отпечатков в час). Помимо производительности машины существуют еще и такие показатели, как производительность проявки, время обработки отпечатка, скорость выполнения заказа, которая может колебаться в пределах от 14.5 до 30 минут.

   Важно оценить функциональные возможности минифотолаборатории. Самые простые фотолаборатории позволяют печатать только один формат фотографий (например, 10х15 см). Понятно, что с такими возможностями вам просто не выдержать потенциальной конкуренции в будущем, а то и просто не завоевать рынок (в случае, если вы становитесь конкурентом существующему минилабу).

   Более сложные минилабы работают с фотопленками почти всех типов и печатают фотографии разных размеров. Кроме того, они осуществляют печать поздравительных открыток, визиток, почтовых карточек, фотографий на документы, контактную печать. Новейшие минилабы производят печать с цифровых носителей (цифровые фотоаппараты, компьютерные носители, интернет) на обычнуюю фотобумагу. В отличие от струйных и лазерных принтеров, цифровые минилабы производят продукцию, значительно более дешевую по затратам на расходные материалы и более долговечную. Следует иметь в виду, что широта функциональных возможностей минилаборатории имеет большое значение для привлечения различных категорий потенциальных клиентов и увеличения ее загрузки.

   Важно также при покупке минифотолаборатории выяснить, насколько она экономична (расход бумаги и реактивов, себестоимость отпечатка, занимаемая площадь). Например, небольшая занимаемая площадь существенно снижает плату за аренду.

   Сама минилаборатория должна быть удобной для оператора, экономить его время и облегчать работу. например, наличие определенного числа каналов позволяет ввести в память настройку по всем типам негативных пленок и тем самым сэкономить время при включении машины на следующий день.

   Что касаеся возможности работы с системой APS, то этот формат пока не имеет унас такого распространения, чтобы возможность работы с ним имела принципиальное значение в конкурентной борьбе. И если в приграничных городах такие лаборатории пользуются хотя бы минимальным спросом, то в мегаполисах их можно сосчитать по пальцам одной руки.

   Делая выбор между новым и подержанным оборудованием, необходимо помнить, что главным недостатком нового оборудования является его высокая по сравнению с подержанной лабораторией цена и соответственно высокие финансовые вложения в проект фотобизнеса.

   Но покупая подержанную минилабораторию, вы получаете, пожалуй, единственное преимущество — экономите на первоначальных единовременных затратах. Безусловно, лаборатория second hand стоит значительно дешевле. Тем не менее недостатков у нее может оказаться много. Остановимся на некоторых из них в качестве предостережения:

   Следует учитывать, что на нашем рынке широко представлено и восстановленное фотооборуцование. Считается, что в восстановленных минифотолабораториях заменены на новые все потенциально снашиваемые в процессе эксплуатации детали. Кроме того, они прошли жесткий контроль качества со стороны производителей и фирмпоставщиков. Подобное оборудование, как правило, в полтора-два раза дешевле нового.

У кого покупать

   Если вы уже определились с тем, какую минифотолабораторию хотите купить и по какой цене, вам следует проработать различные варианты, посетить все фирмы, занимающиеся поставкой фотолабораторий на рынок.

   Не стоит бояться задавать вопросы — чем больше вы будете знать о возможностях и недостатках минилабов разных моделей, тем более четко вы будете себе представлять, что необходимо конкретно вам.

   Проводя переговоры о приобретении фотооборудования, вы должны узнать, является ли данная фирма официальным представителем фирмы-производителя.

   Существует несколько способов поставки фотооборудования и его оплаты: 100-процентная оплата и поставка со склада в течение одного дня; авансовый платеж, остальное оплачивается за несколько дней до того, как осуществляется поставка минилаба. Узнайте о возможности приобретения оборудования в рассрочку. Солидные и надежные фирмы используют подобную форму поставки оборудования, а также предлагают различные проработанные схемы кредитования и получения оборудования в лизинг.

   Приобретая любое оборудование, а особенно столь дорогостоящее, необходимо задуматься о его установке, настройке, обучении операторов и обслуживании. Некоторые фирмы сами решат за вас эти проблемы, а некоторые предоставят их решение вам.

   Следует знать, что солидные поставщики проводят установку, запуск и настройку оборудования, обучение операторов своих клиентов на месте. Техническое обслуживание минилабов они осуществляют на протяжении всего срока службы.

   При покупке оборудования клиент обычно бесплатно в разовом порядке обеспечивается рекламной продукцией для оформления фотомагазина и приемных пунктов. Оказывается полная информационная поддержка (пакет документов по организации работы лаборатории).

   Некоторые фирмы могут предложить составить бизнес-план для оценки окупаемости инвестиций и даже помочь в реализации оборудования second hand.

   Ряд поставщиков предлагает и такую услугу, как «горячая» телефонная линия службы сервиса, по которой ответят на все интересующие вопросы коммерческого и технического характера.

   Выбирая поставщика расходных материалов, вам придется сравнивать цены, наличие товаров на складе, скорость получения его со склада, качество и уровень обслуживания (включая предоставление консультаций). Не менее важным фактором является совместимость расходных материалов.

   И последнее. Покупая минифотолабораторию, вы должны постараться максимально продумать процесс организации дела. Поэтому заключительный совет — выбирайте не просто минифотолабораторию, а полное сопровождение фотобизнеса.

А как насчет рентабельности?

   Расчет рентабельности - одна из самых больших проблем для тех, кто впервые сталкивается с фотобизнесом. Мы публикуем вариант, просчитанный одним из крупнейших поставщиков оборудования на рынок.

   Из различных вариантов оборудования для минифотолабораторий выбрана одна из ходовых на рынке японских моделей производительностью 1200 отпечатков в час (размер 9х13), 1050 отпечатков в час (размер 10х15), время обработки отпечатка составляет 2 мин. 20 сек. Эта модель оснащена автоматической рамкой кода, позволяющей в автоматическом режиме определять параметры фотопленки, что дает возможность увеличить скорость печати.

   Лаборатория оформлена в виде прилавка и сконструирована таким образом, что требует обслуживания лишь с одной стороны. При этом она занимает всего лишь 2,5 кв. м, а рабочее помещение требует 8 кв. м. Компактность минилаба позволяет разместить его, а также прилавки и витрины для розничной торговли на площади 20 кв. м. Число работников не превышает 12 человек и может быть сокращено до 4 человек.

   Исходные данные для расчета:

   При расчете окупаемости принималось, что один заказ подразумевает проявку одной пленки и печать 20 кадров.

   При определении количества заказов и объема закупок сопутствующих товаров учитывался индекс сезонности и период на «раскрутку» минифотолаборатории и торговых точек.

   В фотобизнесе фактор сезонности имеет довольно большое значение. Он отражается как на спросе населения на фотоуслуги, так и на продаже фототоваров. Основной пик объема заказов приходится на вторую половину января (после новогодних праздников и рождественских каникул) и вторую половину августа — сентябрь (конец сезона отпусков).

   Фотопленки и фотокамеры, как правило, приобретаются заранее, поэтому спрос на них по времени опережает спрос на фотоуслуги. Объем продаж других фототоваров (фотоальбомов, рамок), наоборот, возрастает по мере падения спроса на фотоуслуги. Кроме того, спрос на все фототовары увеличивается в канун праздников.

   Как показывают результаты расчетов, окупаемость инвестиционного проекта по созданию минифотолаборатории с магазином розничной торговли составляет 6 месяцев. При этом затраты на приобретение оборудования (собственно самого минилаба) окупаются через пять месяцев.

   Следует иметь в виду, что данный расчет носит усредненный характер. Поскольку на практике у потенциальных инвесторов могут быть разные стартовые условия, в том числе возможность использования нового оборудования путем встраивания его в уже налаженную торговую сеть, приобретение его на собственные средства или на заемные, установка его на различных по стоимости арендуемых площадях, разные условия эксплуатации, влияющие на загрузку оборудования, оплату труда обслуживающего персонала и т. п.

   Тем не менее практически по всем моделям минилабов срок окупаемости первоначальных вложений не превышает одного года, а норма прибыли стабильна и достаточна высока.

   Что касается рисков по проекту, то практика использования минифотолабораторий показала, что даже при невероятном стечении обстоятельств, не позволяющих развернуть бизнес, у инвестора на руках остается высоколиквидное оборудование, дающее возможность получить вложенные средства обратно без особых проблем (в этом, кстати, помогают фирмы-продавцы фотооборудования). Таким образом, подобный проект можно считать вполне безопасным и надежным.

Сергей Легинь

Ссылки на связанные темы: